Павел Михайлович Лессар

1851 - 21.04.1905


Павел Михайлович Лессар

Действительный статский советник. Окончив курс Института инженеров путей сообщения, Лессар принимал участие в возведении Потийского порта. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 построил железнодорожный мост через Прут и далее занимался организацией путей сообщения для русской армии. По окончании войны занимался некоторое время железнодорожными изысканиями в Болгарии. Издал книгу «Военные железнодорожные постройки русской армии в кампанию 1877-78 гг» (СПб, 1879, с атласом).
В 1879 был направлен в Закаспийский край, где в это время готовилась военная экспедиция против туркмен-текинцев. Во второй половине 1880 состоял в качестве полевого инженера при генерале Н.Г. Петрусевиче и принимал участие в занятии важных промежуточных пунктов по направлению к Геок-Тепе, неоднократно бывал в перестрелках с текинцами. После взятия М.Д. Скобелевым Ахал-Текинского оазиса и замирения Туркмении производил инженерные и геологические изыскания от Михайловского залива до Кызыл-Арвата и от Асхабада до Серахса, неоднократно совершал разведывательные поездки в пограничные районы Персии и Афганистана, работал инженером при проведении Закаспийской железной дороги. В 1884 Лессар сопровождал генерала А.В. Комарова при занятии Мерва. В 1885 был прикомандирован к трёхсторонней англо-афгано-русской комиссии для определения пограничной линии Туркмении с Афганистаном. За работы, явившиеся результатом его наблюдений в Средней Азии и опубликованные в «Известиях Русского географического общества» (1882-1884), Лессару были присуждены серебряная (в 1882) и малая золотая (в 1883) медали Русского географического общества. Также часть работ Лессара была опубликована в секретном «Сборнике географических, топографических и статистических материалов по Азии», издаваемом Военно-учёным комитетом Главного штаба. В Англии описание путешествия Лессара вошло в одну из «Синих книг».
В 1890-1895 - политический агент в Бухаре. Составил проект улучшения судебной части эмирата. Закон 1893 приравнивал в судебных делах иностранцев - христиан, находившихся в Бухарском эмирате, к русским подданным, а иностранцев-нехристиан к бухарцам. Лессар в своей работе большое внимание уделял вопросу справедливого распределения воды реки Зеравшан между земледельцами Бухарского эмирата и Зеравшанского округа Самаркандской области Туркестанского края. Представители самаркандской администрации неделями не пропускали воду в пределы Бухары. Между тем, с помощью Лессара в Бухару в 1893 был назначен инженер Гельман, на которого были возложены все вопросы по ирригации, сооружению и исправлению больших дорог и перевалов в эмирате, а также наблюдение за распределением вод реки Зеравшан между русскими и бухарскими землями.
В 1896-1900 - советник посольства в Великобритании (политический агент по азиатским делам), с 1901 - посол в Китае. 8.04.1902 подписал в Пекине с представителями китайского МИДа князем Цином и Ваном Вэньшао соглашение о Маньчжурии, по которому Северо-Восточный Китай признавался «составной частью Китайской империи», а Россия обязывалась вывести оттуда свои войска в течение полутора лет, если «не возникнет смут и образ действий других держав тому не воспрепятствуют», а также возвратить собственникам железнодорожную магистраль Шанхайгуань - Инькоу - Синьминьтин. Выступал резко против политической конфронтации с Японией, в частности, по свидетельству А.Н. Куропаткина, высказывался за придание российским лесным концессиям на реке Ялу исключительно коммерческого характера. Умер в Пекине.

Назад На главную страницу

Hosted by uCoz